Задания учителя-дефектолога по теме "Космос"
12 апреля замечательный праздник - День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Может это будут наши дети?

1. Игра (Введение)
- Какой праздник отмечают 12 апреля?
- Что такое космос?
- Что люди запускают в космос?
- Как называют человека, который летит на ракете в космос?
- Кто был первым космонавтом?
- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли?
- Что надевает космонавт для полёта в космос?
- Как называется планета, на которой мы живём?
2. Игра «Один – много» (множественное число):
корабль — корабли
космонавт — …
звезда – …
планета — …
скафандр — …
ракета — …
3. Игра «Есть – нет» (родительный падеж):
космонавт – нет космонавта
корабль — …
звезда – …
планета — …
скафандр — …
ракета — …
связь – …
4. Игра «Посчитай»:
одна ракета, две …, три …, четыре …, пять ….
один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…
5. Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
У ракеты есть
водитель,
Невесомости
любитель
По-английски:
“астронавт”
А по-русски … (космонавт).
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
6. Игра «Игра скажи наоборот»:
В солнечный день очень светло, в космосе___
Летом на солнце очень жарко, а в космосе___
На земле люди совершают движения быстро, а в космосе___
На Земле работать легко, а в космосе___
Космическая станция бывает высокая, а бывает ___
На Земле воздух грязный, а в космосе___
7. Игра «Я, ты, он, она, мы, вы, они» (Преобразуй):
Я: Смотрю на звезды.
Ты: ___
Он: ___
Она: ___
Мы: ___
Вы: ___
Они: ___




1. Задание. Игра "Морской бой". Используя таблицу, расшифруй слова

2. Задание. В каждом предложении есть 1 слово, в котором спряталось правильное слово. Исправь его на правильное.
1. Начался первый курок. У моего деда острый клумба. Шутка проплыла мимо камышей. За угрозой пришла прекрасная погода. В ворота мы забили голубя. | 2. Всё дно реки было в паутине. У Тани очень болел зубр. На плите варилась муха. В яме ползали лужи. Из жерла вулкана текла раскалённая Клава. |
3. Задание. Выпиши предложения разделяя слова и ставя знаки препинания.

4. Задание. Соедини слоги в «разорванных» словах.

5. Задание. Восстанови названия всех грибов исправляя «поломанные» буквы.

6. Задание.

7. Задание.

Задания логопеда для детей начальной школы
1. «Найди ошибку» Найди в словах неправильно написанные буквы и зачеркни их

2. Переделай одни буквы в другие: Допиши буквы, которые поленился дописать Незнайка

3. Определи последний звук в каждой картинке, подпиши его сверху

4. Зачеркни в каждой картинке лишнюю.



5. Переделай буквы в другие буквы.
О ⇒ Ю
Л ⇒
П ⇒
Г ⇒
Б ⇒
6.

Лексическая тема: “Овощи”
1. Почитай:
овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный- короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
2. Игра “Назови ласково”.
Помидор-помидорчик, огурец-огурчик; морковь, лук, репа, редис.
3. Игра “Доскажи словечко”.Сравнить по форме.
Огурец овальный, а помидор ….
Морковка треугольная, а лук ….
Свекла круглая, а кабачок ….
Сравнить на ощупь.
Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….
4. Игра “Что лишнее?” и почему…
Огурец, кабачок, капуста, морковка.( по цвету) Капуста, помидор, лук, огурец. (по форме) Репа, чеснок, яблоко, огурец. (фрукт)
5. Составить рассказ-описание по образцу.
Овощ выбираете любой. называете и по образцу описываете…
Пример:
Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.
6. Отгадай загадки.
Я важный и сочный. У меня красные щечки. ()
За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая. ()
На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый. ()
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи – меня в них ищи. ()



Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
5.«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
6.«Фокус»Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
7.«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.
8.«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
9.«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.



ЗООПАРК





Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Задача родителей — помочь ребенку научиться говорить связно и правильно.
В этом помогут игры для развития речи детей.
Развитие связной речи детей
1. СКАЗКА
Сказка – это увлекательная игра, которая погружает маленького читателя в удивительный мир волшебных превращений и приключений. Сказка активизирует творческое воображение ребенка, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения. Как правило, взрослые просто прочитывают ребенку сказку, не задумываясь о том, что упускают уникальную возможность поиграть с малышом, научить его тем или иным навыкам, развить его способности.
В настоящее время существует множество домашних театров (куклы-перчатки, конструктор «сказка», деревянный театр, пальчиковый театр, вырежи и сделай сам из бумаги и т.д.). С помощью театров можно организовать игру-драматизацию, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия.
Например, играя со сказкой «Курочка Ряба» (для детей с низким уровнем речевого развития), ребенок может назвать всех персонажей сказки, дополнять текст звукоподражаниями: дед бил яичко (тук –тук); курочка кудахчет (ко-ко-ко); мышка бежала (пи-пи); баба плачет (а-а-а).
Инсценируя сказку, взрослый побуждает ребенка принимать участие в рассказывании: Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку… кто?; Как квакает лягушка? Как рычит медведь? Как стучит рожками в дверь коза? Как воет волк? Каким голосом он спел песню козлятам? И т.д.
2. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ВЫПОЛНЯЕМЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Когда ребенок выполняет какое-то действие (купается в ванной с игрушками, лепит, выполняет аппликацию, играет с машинками), взрослый задает ребенку вопросы, добиваясь полных ответов, затем ребенка просим объединить 3-4 предложения в связный рассказ.
3.УМЕНИЕ ОПИСЫВАТЬ ПРЕДМЕТ
Игра в магазин: перед ребенком лежат овощи и фрукты, ребенку нужно подробно их описать, называя форму, цвет, размер, какой на ощупь, чтобы купить. Также можно описывать игрушки, посуду, называя цвет, форму, величину, материал, части, действия с предметом.
4. АЛЬБОМЫ
Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце. Нужно обсудить с ребенком каждую фотографию. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.
5.РАССКАЗЫ РЕБЕНКА
Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.
Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребенка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьетесь большей активности и старательности от ребенка, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребенком их положительные и отрицательные стороны.
Занимаясь, не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего настроения и состояния. Наилучшими помощниками в занятиях будут ваша заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять ребенка улыбкой и похвалой за любую, даже небольшую удачу.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох.
Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка:
- двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова;
- ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов.
- в младшем школьном возрасте дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Для работы над речевым дыханием используют следующие упражнения:
«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Футбол».Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
«Буль-бульки».Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть.Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, поэтому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Развивайте речь ребенка!
Разговаривайте с ним на прогулке, играя, занимаясь домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что он слышал.
Учите ребенка различать звуки в словах, определять место звука в слове.
• Назвать как можно больше слов на заданный звук: - а-
Аист, Аня, астра;
• Назвать как можно больше слов , в составе которых есть данный звук:
Звук С – собака, сумка, нос, усы, автобус;
Звук Ж – жук, ножи, ножницы, жираф.
Дополнительное задание: определить место в слове (в начале, в середине или в конце слова).
• Определить, какой звук слышится в начале или в конце слов:
ШАР, КОТ, ЖУК, СТУЛ.
• Определить, из каких звуков состоит данное слово. Для этого слово произносится протяжно, с выделением данного звука:
Уумм, ддоомм, шшууббаа.
• Отгадать, какое слово получится из отдельно произносимых звуков:
Л…у…н…а, р…у…ч…к…а.
• Отгадать, какое слово задумано:
1. отсутствует 1-й звук: ..уба, ..ампа.
2. отсутствует последний звук: ко.., сту.., бан.., пету…
• Назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова:
совА – АльбоМ – МальчиК…
• Подобрать похоже звучащее слово, т.е. рифму:
мишка – топтышка, малышка, сынишка…
• Составьте как можно больше предложений, используя данные слова:
Мышка – сыр, Автобус – дорога, Мальчик – книга.
Частота тренировочных упражнений в чтении.
Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. 5 мин. читаем, затем пересказываем, через некоторое время еще читаем. Эффект такой тренировки намного выше, чем 1,5 часовое чтение. Важна не длительность, а частота упражнений.
Жужжащее чтение. Этот вид упражнений направлен на работу слухоречевого анализатора.
Ежедневные 5-и минутки чтения.
Чтение перед сном. Доказано, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением.
Щадящее чтение. Режим щадящего чтения помогает ребенку при чтении.
Развитие оперативной памяти ребенка. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Это значит, что, дочитав предложение до конца. Ребенок забывает начало. Исправить этот недостаток можно с помощью зрительных диктантов.
Чтение на время. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей. Им хочется читать еще и еще раз. Но читать желательно не более 3-х раз.
Тихое чтение вместе со взрослым. Этот прием приучает глаза передвигаться при определенном темпе чтения, улучшает технику чтения.
Ежедневное заучивание наизусть по 2-3 строчки. Работа памяти идет даже при переключении внимания.
Написание изложений 1 раз в неделю. Благодаря этому дети учатся запоминать последовательность событий и точнее их пересказывать.
Ориентировка в тексте. Называние страницы, абзаца.
Рекомендации для родителей
Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.
При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:
- Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.
- После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
- Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.
- После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.
- Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.
- При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы:
- Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом.
- Сопровождать чтение стихотворения игрой.
Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.
В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.