Методические рекомендации учителям по работе с одаренными учащимися.pdf
Уважаемые родители!
- Ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.
- Принимайте активное участие в жизни семьи.
- Старайтесь находить время, чтобы поговорить с ребенком.
- Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности.
- Помогайте развивать у ребенка умения и таланты.
- Действуйте без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
- Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.
- Уважайте право ребенка на собственное мнение.
- Умейте сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
- С уважением относитесь ко всем членам семьи.
- Старайтесь меньше совершать ошибок.
- Учитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.
- Доверяйте всем членам семьи.
- Боритесь не с ребенком, а с проблемой.
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
О воспитании доброты
- Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
- Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
- Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
- Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
- Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
- Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!
Секреты хорошего настроения
Всем известно, что позитивное, отличное настроение способно дать прекрасный толчок любому начинанию. Когда мы чувствуем себя хорошо, наполнены позитивной энергией, все проблемы решаются легко и быстро, а жизнь прекрасна и удивительна. Но есть ли возможность управлять своим настроением? Можно ли его поднять? Существует ли рецепт хорошего настроения?
Есть много способов поднять свое настроение. С другой стороны, находится такое же количество способов его себе испортить. Здесь важно понимать, что настроение — это результат нашего отношения к окружающему миру. Если, изначально, мы относимся негативно к любому событию, то соответственно и настроение станет таким же. Поэтому, чтобы настроение появилось, в тех моментах, которые кажутся вам негативными, нужно находить что-то хорошее и полезное.
Успешным людям известны секреты хорошего настроения, они умеют находить положительное в отрицательном. Попробуйте найти в «плохом» какую-то пользу. К примеру: «На улице плохая погода» – «Ну что-ж, время почитать книгу, которую никак не могу начать».
Понаблюдайте за детьми, они всегда готовы преподнести, нам взрослым, рецепт хорошего настроения и парочку уроков счастья.

Памятка для родителей
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:
- живите в определённом режиме труда, отдыха питания;
- начинайте день с утренней зарядки;
- бросьте курить, объясняя детям, что это вредит здоровью;
- оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;
- не становитесь рабами телевидения, найдите время для общения с природой;
- имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.
2. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:
- никогда не лишайте своих детей участия в семейных делах;
- никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;
- никогда не выносите сор из избы;
- никогда не делите труд в семье на мужской и женский.
3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:
- будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;
- уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;
- с уважением относитесь к супругу (супруге), возвышайте культ женщины –матери, мужчины –отца.
4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:
- относитесь со всей серьёзностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;
Очень хорошо, если у вашего ребёнка есть своё хобби;
- не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;
-находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.
5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:
- не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по отношению к другим людям: родственников, знакомых, клиентов, учителей;
6. Вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.
Уважаемые родители!
Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Педагоги, социально – психологическая служба нашей школы помогут найти выход из трудной ситуации.
Правила общения с ребенком
- Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
- Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
- Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.
- Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
1.Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ОВЗ) с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее –рекомендации) разработаны в соответствии c:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137);
- Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»;
- «Инструктивно-методическим письмом по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» комитета образования и науки Курской области от 03 апреля 2020 года.
1.2. Рекомендации созданы с целью оказания методической помощи при реализации адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ.
1.3. Для обучающихся с ОВЗ, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.). Он может быть организован в следующих формах:
- учебные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);
- индивидуальные дистанционные занятия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая проектную работу, вебинары, конференции);
- занятия с дистанционным включением обучающегося с ОВЗ в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернет-вещания);
- самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронная почта, номер ICQ, номер SKYPE.
1.4. При реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо регламентировать время работы за компьютером. Продолжительность непрерывных занятий за компьютером с жидкокристаллическим монитором определяется в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и составляет:
- для обучающихся 1 - 2-х классов – не более 20 минут,
- для обучающихся 3 - 4 классов – не более 25 минут,
- для обучающихся 5 - 6 классов – не более 30 минут,
- для обучающихся 7 – 11(12) классов – 35 минут.
2. Алгоритмы действия при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающихся с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
2.1. Администрация образовательной организации:
- разрабатывает и утверждает локальные акты (положения, приказы) о реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) или адаптированных образовательных программ (АОП) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых определяет, в том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточного контроля по учебным предметам;
- проводит мониторинг технического обеспечения педагогов и обучающихся с ОВЗ;
- определяет набор приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе;
- формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом;
- планирует электронные занятия, не нарушая требования СанПиН 2.4.2.2821-10 о продолжительности непрерывного применения технических средств;
- информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным предметам, консультаций;
- обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме;
осуществляет контроль за проведением промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, осваивающих образовательные программы с использованием технологий дистанционного обучения, в соответствии с локальными актами учреждения; - предусматривает возможность направления заявления от родителей (законных представителей) о переводе обучающегося на «дистанционное обучение любым удобным способом, в том числе посредством электронных средств связи».
2.2. Учителя, специалисты сопровождения (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи):
- планируют свою педагогическую деятельность с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, создают, либо предлагают из имеющихся на различных информационных платформах, подходящие для обучающихся с ОВЗ ресурсы и задания с учетом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей;
- вносят корректировку в рабочие программы, при необходимости, в учебные планы, в которых обозначается форма обучения, технические средства обучения, способы взаимодействия;
- осуществляют выбор формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся (формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей);
- определяют допустимый объем домашних заданий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- выясняют у родителей (законных представителей) методом опроса (по телефону) наличие средств для обучения ребенка с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (интернета, компьютера, планшета с подключением онлайн);
- проводят установочную беседу с родителями (законными представителями) на предмет создания условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- организуют мониторинг фактически присутствующих обучающихся с ОВЗ, которые обучаются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- составляют расписание онлайн-уроков с учетом времени пользования обучающимся компьютером;
- обеспечивают смену видов деятельности, чередование режимов отдыха и учебной нагрузки в работе обучающихся онлайн и оффлайн;
- организуют продолжительные перерывы между уроками для отдыха глаз (от 15 до 20 мин);
- формируют файлы-задания для текущего обучения (серии, карточки) для обучающихся по основным предметам (урокам);
- разрабатывают рекомендации для родителей по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка с ОВЗ;
- готовят дидактические и иные материалы, которые возможно использовать удалено (материалы для проведения занятий по учебным предметам, коррекционным курсам, которые могут быть размещены на сайтах образовательных организаций во вкладках тех педагогов, специалистов, которые реализуют обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
- осуществляют контроль полученных знаний: разрабатывают, либо используют уже имеющиеся на различных образовательных платформах задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала;
- дают родителям рекомендации по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся в дистанционной форме) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка;
- консультируют родителей по организации досуговой деятельности в условиях семьи, в том числе с использованием ресурсов социальных сетей и мобильных мессенджеров.
2.3. Родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- инициируют контакты с любыми участниками образовательного процесса, задействованными в обучении их ребенка, через соответствующие форумы и через электронную почту;
- получают квалифицированную консультацию педагога по вопросам оказания помощи в планировании и организации учебного времени обучающегося, выбора способа освоения учебных курсов, а также, в случае необходимости, могут обсудить возможность корректировки организации учебного процесса;
- участвуют в Интернет-конференциях, тематических семинарах педагогов, родителей и детей, посвященных стратегии развития применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, составлению индивидуальных учебных планов, подготовке к итоговой аттестации и т.п.;
- организуют деятельность обучающегося с ОВЗ в соответствии с порядком проведения учебных занятий, контрольных мероприятий и консультаций.
2.4. Функции учителя-предметника (на примере раздела 3.3 см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» kiro46.ru).
2.5. Варианты организации надомного обучения при отсутствии подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет или при отсутствии персонального компьютера (на примере раздела 5, см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» kiro46.ru).
2.6. Ведение педагогической документации (на примере раздела 6, см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» kiro46.ru).
3. Ресурсы для организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий
3.1. Основные образовательные порталы:
- Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение» https://digital.prosv.ru/, горячая линия методической помощи для учителей и школvopros@prosv.ru.
- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/ ) – интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс, которые строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС ОО) и примерной основной образовательной программе общего образования и могут быть использованы при реализации АООП основного и среднего общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
- Платформа новой школы http://www.pcbl.ru/. Цель – формирование в общеобразовательной организации парадигмы персонализированного компетентностного образования за счет внедрения ИТ-платформы, обеспечивающей автоматизацию ключевых процессов.
- Центр дистанционного обучения школьников (ЦДОШ) Курской области http://cdosh46.ru/
- Библиотека МЭШ (https://uchebnik.mos.ru/catalogue) – художественная литература, учебные пособия, тесты, приложения, иллюстрации, сценарии уроков.
- Фоксфорд https://foxford.ru/ – онлайн-платформа образовательных курсов.
- Lecta (https://lecta.rosuchebnik.ru) – доступ к электронным учебникам из федерального перечня, интерактивные сервисы для учителей.
- Яндекс-учебник (https://education.yandex.ru ) – сервис для учителей начальной школы с заданиями по математике и русскому языку для обучающихся 1-4 классов.
- Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru/), выверенная методистами и соответствующая ФГОС ОО, – постоянно пополняемая коллекция видеоуроков по учебным предметам общего образования. Все материалы сайта бесплатны, свободны от рекламы и доступны любому желающему.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/ ) – электронные учебные модули, созданные по тематическим элементам учебных предметов, которые представляют законченные интерактивные мультимедиа продукты и нацеленные на решение определенной учебной задачи.
- Учи.ру (https://uchi.ru) – интерактивная образовательная онлайн платформа.
- Глобальная школьная лаборатория (https://globallab.org/ru/) – онлайн среда, в которой учителя, обучающиеся и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах.
- «Урок цифры» (https://урокцифры.рф ) – возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, а также Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
- Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru ) – подготовка к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
- Региональный образовательный портал «РИС "Помощь"» (pomosh.pmckursk.ru) – информационная площадка для электронного взаимодействия специалистов региона.
3.2. Дополнительные образовательные порталы:
- ЯКласс (https://www.yaklass.ru/ ) – содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий.
- Портал «Цифровое образование» (http://digital-edu.ru/) – Интернет справочник открытых и полезных для образования сетевых сервисов и цифровых ресурсов.
- Единый урок https://www.единыйурок.рф – выявление, оценка и распространение лучших практик и методик организации образовательного процесса в образовательных организациях, в том числе за счет использования новых техник, методик, инноваций и информационных технологий.
- МосОбрТВ https://mosobr.tv/ – московский образовательный интернет-теле-канал.
- Мои достижения https://myskills.ru/ – онлайн сервис самоподготовки и самопроверки.
- Олимпиум https://olimpium.ru/ – платформа для проведения олимпиад и курсов.
- Билет в будущее http://bilet-help.worldskills.ru/– тесты для профессиональной ориентации.
- «Мобильное Электронное Образование» (МЭО) https://mob-edu.ru/ – онлайн курсы.
- Skyes https://edu.skyeng.ru/ – цифровая среда для изучения английского языка.
- Образовариум https://obr.nd.ru/ – интерактивная образовательная онлайн-платформа.
- Электронные тренажеры (электронные приложения к учебникам), цифровые носители информации.
3.3.Ресурсы для создания специальных образовательных условий:
- Электронный журнал ЭлЖур.
- Ресурсы социальных сетей и мобильных мессенджеров (Viber, Skype, WhatsApp).
- Официальный сайт образовательной организации.
- Личный сайт (блог) учителя. На личном сайте должна быть предусмотрена обратная связь для взаимодействия обучающихся и учителя, возможность размещения материалов для изучения новых тем, заданий для самостоятельной работы и др.
- Официальный сайт Института коррекционной педагогики Российской академии образования, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz.
3.4. Ресурсы для проведения онлайн уроков, занятий и видеоконференций:
- ru https://webinar.ru/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- com https://videomost.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Talky https://talky.io/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Zoom https://zoom.us/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Skype https://www.skype.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Технологий телевещания (телетрансляции видеозаписи уроков).
4. Техническое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации обеспечивается следующими техническими средствами:
- автоматизированными рабочими местами учителей, по возможности web-камерами, микрофонами, звукоусиливающей и проекционной аппаратурой;
- программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
- бесперебойным доступом в Интернет с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
4.2. Техническое обеспечение рабочего места обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
- канал подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет.
- дисплей-клавиатура Брайля;
- электронные видеоувеличители (стационарные, индивидуальные);
- программное обеспечение экранного доступа (функция экранного увеличения, поддержка речевого выхода и возможностью ввода/вывода текста
- посредством шрифта Брайля;
- речевой синтезатор и поддержка брайлевского ввода/вывода текста;
- экранное увеличение и чтение содержимого экрана;
- программа экранного увеличения высокого разрешения (HD);
- принтер Брайля;
- аудиотехника (тифломагнитолы, диктофоны).
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей:
- клавиатура с клавишами увеличенного размера и изолированными в отдельную ячейку с помощью специальной накладки, что позволяет исключить возможность одновременного нажатия разных клавиш;
- адаптированный джойстик со сменными насадками, необходимыми для выбора захвата устройства;
- выносные кнопки увеличенного диаметра для выполнения функций кнопок компьютерной мышки.
Для детей с нарушениям слуха с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей:
- наушники с костной проводимостью After Shokz Bluez 2;
- звукоусиливающая аппаратура.
5.Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
5.1. Образовательная организация обеспечивает реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана АООП, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и предусматривает участие специалистов сопровождения (учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов и др.) в процессе обучения.
5.2. Образовательная организация обеспечивает для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями анализаторных систем (нарушения слуха, нарушения зрения и др.) использование в процессе обучения специальных компьютерных программ, которые позволяют обучающимся с ОВЗ получать учебную информацию альтернативным способом и обеспечивают её доступность (программы автоматической транскрибации речи, программы трансформации текста в речь).
5.3. Образовательная организация предусматривает увеличение продолжительности времени в процессе on-line занятий, отводимого на ориентацию обучающихся в текущих заданиях, их выполнение.
5.4. Образовательная организация предусматривает ограничение объёма изучаемого материала обучающимися, его дозированность в целях профилактики повышенной утомляемости и снижения периода продуктивной деятельности у обучающихся с ОВЗ (с учётом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей).
5.5. Для обучающихся с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих).
- Проведение уроков на платформе программы Skype. Такой урок позволяет общаться с учеником в режиме реального времени (выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог).
- Использование сервисов, построенных на основе чат-технологий, где обучающиеся имеют возможность обмениваться мнениями, вести переписку, участвовать в обсуждении проблемы при выполнении, например, проекта.
- Использование электронных учебных курсов, которые позволяют не только поддержать процесс обучения, но и в значительной степени разнообразить его, стать средством самообразования.
- Организация интерактивных конкурсов, викторин и соревнований с помощью сайта, имеющего базу тестовых и творческих заданий.
- Проведение виртуальных экскурсий (литературно-биографические, литературно-краеведческие, историко-литературные, литературно-художественные и др.), сопровождаемых текстовым описанием экспонатов.
5.6. Для обучающихся с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).
- Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов в форме прослушивания и повторения за учителем упражнений на аудионосителях (для слепых обучающихся), аудио- и видео- носителях (для слабовидящих обучающихся).
- Соблюдение оптимальной нагрузки на зрение у слабовидящих учеников должно составлять не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения – 10 - 20 минут.
- Сопровождение словесными объяснениями ситуаций, обстановки, поведения героев в процессе занятия при просматривании визуального контента.
- Обеспечение наиболее комфортного для обучающихся с нарушениями зрения цвета фона экрана монитора – голубовато-серого или зеленовато-желтого. Одновременное использование не более трех цветов.
5.7. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- Использование различных форм дистанционного обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция) и разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс) в соответствии с техническими возможностями образовательной организации и обучающегося.
- Учёт особенностей звуковой и смысловой стороны речи обучающихся с ТНР.
- Реализация коррекционной направленности в процессе учебных занятий.
- Обеспечение тщательного отбора учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояния фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации.
- Использование групповых и коллективных форм дистанционной работы (при соответствующих возможностях) с обучающимися.
- Учёт особенностей неречевых процессов данной категории детей (недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, произвольность поведения, пониженная познавательная активность в области языковых средств, неустойчивость внимания, недостаточная способность к переключению, сниженная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, трудности проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы и др.).
- Постепенное введение новой информации, необходимость многократного повторения информации – возврата к ранее изученному материалу.
5.8. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Предоставление большего количества времени обучающимся для выполнения письменных работ, использование в качестве альтернативного варианта ответа в устной форме.
- Индивидуальный подбор для обучающихся объема и способов выполнения заданий в каждом конкретном случае.
- Использование схем, рисунков, картинок и других наглядных материалов, которые могут быть представлены с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.9. Для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
- Предоставление обучающимся с ЗПР коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ПМП-консилиума.
- Подготовка специалистами сопровождения материалов с описанием заданий и упражнений, которые высылаются обучающемуся по электронной почте или доставляются доступным для него способом в пространстве интернет-сети.
- Размещение материалов, необходимых для занятий, инструкций к заданиям и упражнениям, памяток, ссылок на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи.
- Проведение онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки.
5.10. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- Обеспечение возможности личного контакта самого ребенка с учителем, тьютором, педагогом- психологом.
- Предоставление родителям (законным представителям) режима занятий с обучающимся, возможности личных консультаций.
- Согласование с родителями организации распорядка дня обучающегося.
- Обеспечение родителям (законным представителям) методической поддержки в ходе проведения учебных занятий с обучающимся с РАС.
- Поддерживание контакта с родителями (законными представителями) путём организации общения в чате, в социальных сетях.
5.11. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Составление расписания on-line занятий (консультаций) с обучающимися, с их родителями. Доведение данной информации до сведения родителей.
- Разработка индивидуальных заданий для обучающихся с учётом варианта образовательной программы, индивидуальных особых образовательных потребностей.
- Информирование родителей (законных представителей) о необходимости их присутствия на занятиях, обеспечения с их стороны технической части урока и контроля учебного поведения ребёнка.
- Соблюдение внешних границ занятия: его точное начало и точное окончание, предусмотрительность к внештатным ситуациям.
- Соблюдение внутреннего порядка занятия: разделение его на этапы; постановка для каждого этапа конкретной цели.
- Соблюдение в ходе занятия основных дидактических принципов обучения: наглядность, опора на изученный материал, доступность, последовательность и систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход.
- Осуществление рефлексии занятия: общий анализ, его позитивные и негативные стороны; оценка выполненных заданий обучающимся.
ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»





- Беседовать с ребенком о профессиях лучше с самого детства.
- Неплохо и пару раз привести его к себе на работу.
- Специалисты по психлогии труда советуют первую профориентацию проводить лет в 12-ть, когда еще много времени до окончания школы и нет экзаменационного стресса.
- Помните, что профориентационный тест - лишь первое приближение к цели, и родителям не стоит отдавать все решения на откуп психологам (хотя посоветовать они могут многое), дальше придется действовать самим...
Дальнейшие шаги родителей
1 ШАГ - вместе с ребенком выберите институты, в которой учат желанной профессии, сходите не дни открытых дверей. Поговорите с преподавателями и студентами, найдите среди знакоых тех, кто давно и успешно занимается этой профессией, помогите подростку пообщаться с ними, побывать у них на работе.
2 ШАГ - предложите подростку побыть стажером, насколько это возможно. Не все эти пробы окажутся такими, как в мечтах, но сам опыт станет важной проверкой, после которого подросток вполне может склониться к другому решению.
3 ШАГ - совместно избавтесь от иллюзий - в любой работе есть не только вдохновение, открытия и радость, но и рутина, с которой подростку тоже необходимо познакомиться. Чем раньше трезво взглянуть на профессию, тем лучше.
4 ШАГ - расскажите ребенку, что он имеет право на ошибку. Сейчас в обществе нет установки, что работа выбирается раз и навсегда. Полезно рассказать, что профессию можно поменять, что почти всегда есть возможность заняться чем-то другим. Это может придать уверенности тем подросткам, которым нравится сразу много занятий, и они опасаются, что, выбрав что-то одно, они упустят какие-то другие варианты.
Материал взят из журнала «Город» №2(65)/2012
(спецвыпуск журнала «Круг жизни»)
Для того чтобы ребенок профессию выбрал правильно:
- Обсуждайте с ребенком разные профессии, вдохновляйте его на размышления относительно его устремлений, задавая вопросы получайте обратную связь, старайтесь чтобы ребенок определил для себя те профессии, которые, по его мнению интересны для него.
- Помогите ребенку осознать его ответственность за выбор профессии. Чем раньше придет понимание того что ребенок будет отвечать сам за свои действия тем более самостоятельной будет траектория его развития.
- Человек сам определяет для себя направления развития и, чувствуя, что идет по другому пути вряд ли достигнет успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.
- Оказывайте содействие ребенку посредством советов как вы выбирали профессию. Ориентируясь на личный опыт родителей ребенку проще принимать решение.
- Взвесьте все за и против различных подходов к профессиональному выбору. Что важнее материальное вознаграждение или моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение и важно правильно определить их баланс.
- Помогите ребенку с конкретизацией его пожеланий относительно профессии. Главное определить приоритет в том, что ребенок считает важным для себя в профессиональном плане.
- Совместно с ребенком изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям. Это поможет ему понять в каком направлении надо развиваться чтобы стать профессионалом.
- По возможности посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям, это могут быть как профессиональные праздники, дни открытых дверей в вузах, так и ознакомление с практикой путем общения с уже состоявшимися профессионалами в избранных областях. Это расширит кругозор ребенка и позволит ему еще раз сопоставить, чем он хочет заниматься с тем, что на самом деле представляет та или иная профессия.
- Поддерживайте ребенка в его выборе. Любой человек склонен сомневаться в правильности принимаемых им решений, тем более ребенок. Будьте терпеливы и предложите ему на выбор несколько точек зрения.
- В случае затруднений с выбором профессии или конфликтом предпочтительно привлечь специалиста-консультанта в области профориентации. Используя специальные методики, он поможет ребенку осознать его стремления и увязать их с качествами, необходимыми для заинтересовавших его профессий.
- Важно помнить что дети ориентируются на родителей в своей жизни. Постарайтесь быть примером ответственного отношения к своей работе, показывайте что выбранная вами профессия нравиться. В случае негативного отношения с вашей стороны к работе старайтесь не показывать его ребенку, тем более допускать конфликтов на почве ваших профессиональных затруднений.
- Посещение профильных секций, классов допрофессиональной подготовки, кружков и т.д. позволит ребенку понять насколько привлекательна ему избранная профессия в реальности.
- Уже окончательно поняв сферу приложения способностей ребенка в профессиональной деятельности оставайтесь для него надежными союзниками, к которым он может обратиться за помощью.
Информация с сайта Профкабинета «Твой выбор» ЦО Вертикаль № 1748
Жизнь показывает, что на трудновоспитуемых детей и подростков традиционные методы воспитания не оказывают нужного воздействия. Возникает необходимость искать новые подходы. Необходимо знать и помнить, что вызывающее поведение подростков, всего лишь проявление «защиты». У всех обследуемых психологами трудновоспитуемых детей, выявлялась крайне низкая самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией. В повседневной практике родителям таких детей необходимо постоянно корректировать их поведение, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях взрослые должны использовать разумные методы и приемы педагогического воздействия.
- доверие;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- вовлеченность в интересную деятельность;
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно; - всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
-избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
«Авансирование» личности
Предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает.
Обходное движение
Различное отношение взрослого к ребенку находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ребенок, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка педагога или родителя силой своего авторитета производит на ребенка сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ребенок благодарен взрослому за поддержку. Такие минуты не забываются. Взрослый становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой ребенка от обвинения коллектива, А.С.Макаренко назвал обходным движением.
Прощение
Умение прощать — необходимейшее качество для педагога и родителей. Самое главное — трезво оценивать факты. Учитель и родитель должны уметь любого в любом случае простить; все понимать — это все прощать.
Убеждение и личный пример
Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример -важный аргумент правоты педагога или родителя.
Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, что правильно понять его, принять и вовремя помочь.
Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте его ведь, это не займет много времени.
Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 1015-минутные «переменки».
Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
Не жди, что твой ребёнок будет таким как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не думай, что ребенок твой; он - божий.
Не требуй от ребенка платы за всё, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
Не унижай своего ребенка!
Не относись к его требованиям и проблемам свысока: тяжесть жизни дала каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя.
Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка: мучь, если можешь, но не даешь.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
Помни, что ребенок это праздник, который пока с тобой.
Поступление в первый класс важное событие в жизни не только самого ребенка, но и его родителей.
К этому моменту нужно отнестись крайне внимательно и деликатно. Именно с данного момента начинается формирование ребенка как социальной активной личности, устанавливается его позиция в коллективе, зарождается дружба, симпатии, и, конечно же, первая любовь. Очень важно поддержать ребенка в его начинаниях и победах, а также проанализировать вместе с ним неудачи. Для того что бы сделать это без ущерба для психологического и эмоционального здоровья школьника необходимо прислушиваться к рекомендациям психологов.
Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. «Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень
За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах.
Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Консультация для родителей
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более значимой в связи с введением ФГОС ООО. Важное место, в котором занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Первоочередной задачей для педагогического коллектива школы и родителей в новом учебном году является успешная школьная адаптация наших детей, перешедших в пятый класс основной школы. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к новым требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, который проявляется в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, хронических заболеваниях, повышенном уровне тревожности, приводящий к дезадаптированности ребенка.
Цель адаптационного периода - помочь детям и подросткам познакомиться с учителями, с новой учебной ситуацией, с новыми учениками и новыми школьными правилами. Родителям важно знать и понимать с какими трудностями может столкнуться их ребенок, перейдя в основную школу. По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Изменяются не только внешние условия, в которые попадают дети при переходе в пятый класс, меняются и они сами. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Отсюда — конфликты со взрослыми. Подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Именно по этой же причине он ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит изменение социальных взаимоотношений, усваиваются навыки анализа последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Родителям необходимо учитывать и физиологические особенности возраста: различные темпы роста и развития различных функциональных систем организма, которые приводят к эмоциональной нестабильности подростков.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям и наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и его психологическое благополучие.
Рекомендации для родителей:
- Следить за здоровьем!
- Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.
- Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.
- Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.
- Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.
- Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.
- Учить самостоятельности и самоконтролю.
- Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
- Проявляйте терпение и выдержку!
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Какие признаки возникшей дезадаптации должны насторожить родителей:
- Усталый, утомленный вид ребенка.
- Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный ночной сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Хочу обратить ваше внимание, что если количество перечисленных признаков больше 5, то вам следует обратиться к специалистам школьной социально-психологической службы для консультации или организации необходимой помощи вашему ребенку, пока данные проблемы не закрепились и не стали устойчивыми формами обучения и поведения.
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому. Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника вполне может стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
В заключении хочется напомнить Вам, уважаемые родители, золотые правила воспитания, соблюдение которых поможет Вам быть терпеливыми, а вашим детям – успешными в пятом классе:
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка: дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно Вы.
В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец, вместе со всей подготовительной группой гордо выкрикивает: «До свиданья, детский сад!» и начинает готовиться к поступлению в школу.
Собственно говоря, в семье психологическая подготовка начинается гораздо раньше, и чем-то она часто напоминает сборы в армию. Та же нервозная обстановка, бесконечные наставления, увещевания, нотации о том, как следует себя вести со взрослыми и т.п. И все разговоры только об этом торжественном событии. Интересно, задумывались ли когда-нибудь взрослые члены семьи, как в итоге ребенок начинает относиться к школе и учителям после многолетних, многократных и иногда угрожающих разговоров по этому поводу?
Психологически и родителям, и ребенку страшно, ведь начинается новый виток в его жизни. Худшее, что могут сделать родители, – это поделиться своим страхом с ребенком, рассказывая ему не всегда безоблачные истории из школьного детства. Если дело обстоит именно так, то с психологической точки зрения мы имеем дело с феноменом, который называется «сопротивление». На самом деле, это вполне естественная реакция в ответ на некое вмешательство извне. Как же сделать так, чтобы минимизировать сопротивление, и, напротив, повысить мотивацию членов семьи в отношении школы, сформировав вполне реалистичные позитивные ожидания?
С чем связано сопротивление родителей? Они переживают не лучшие годы школьной жизни, но, увы, тем самым они подсознательно переносят эти негативные установки на детей. Другой источник сопротивления может зависеть от социально-культурных или этнических различий: в российской школе не всегда учитываются национальные и религиозные корни поступающих в школу детей. Также родители могут быть настолько озабочены своими личными проблемами, связанными с финансами, здоровьем или отношениями, что им просто бывает не до детей. Наконец, родители настолько остро переживают переход ребенка в школу, что отождествляют себя с ним, все его проблемы и заботы принимают как свои; постоянно употребляют слово «мы», вместо «я» и «моя дочь (мой сын)». Подобное психологическое состояние родителей также не способствует формированию позитивного отношения ребенка к школе.
Давайте попробуем остановиться на тех моментах жизни семьи в преддверии перехода ребенка в школу, которые помогут снизить тревожность всех членов семьи и увеличить позитивные ожидания в отношении школы.
С самого начала родителям необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на родителях. Естественно, что родители помогают своим детям в выполнении каких-то заданий, но роль у них – второстепенная, подкрепляющая. Если родители с этим согласятся, то у ребенка сразу возникнет больше шансов на успех, чему будет способствовать вырабатываемая ответственность. Первоклассник вполне способен самостоятельно встать, выбрать одежду, одеться, заправить кровать и сесть в назначенное время за стол к завтраку. Также ребенок школьного возраста вполне может запомнить, что ему нужно взять с собой в школу без лишних подсказок. В конце концов, на входной двери (или двери его комнаты) можно вывесить список необходимых для школы вещей.
К шести годам (по крайней мере, так утверждают исследования) школьник может самостоятельно решить, питаться ли ему в школьной столовой или брать завтрак из дома. Если он все-таки решит брать завтрак с собой, то меню следует продумывать заранее, чтобы в нужный момент все было под рукой. Более того, первоклассник в состоянии определить, что именно ему нужно и сообщать список того, что нужно купить, родителям.
Одна из самых непростых, тревожных и страшащих первоклассника ситуаций – это выполнение домашних заданий. Ведь именно в этом у ребенка начинает формироваться устойчивая самооценка в отношении успешности вообще и успеваемости в частности, развивается ответственность. Как же вести себя родителям, которым так хочется, чтобы их ребенок был лучшим из лучших и самым-самым? Самое полезное, что могут сделать родители для ребенка перед началом первого учебного года, – это совместно (подчеркиваем, совместно) с будущим первоклассником организовать его рабочее место, затем помочь с первыми домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение, какая последовательность действий необходима при их выполнении. Хорошо бы, чтобы рабочее место вашего ребенка находилось подальше от телевизора. С компьютером вопрос более сложный, поскольку иногда требуется прибегать к его помощи. Что касается непосредственного выполнения домашних заданий, то ответственность родителя в основном заключается в том, чтобы показать, как делать; что-то сделать вместе; ответить на возникшие вопросы. Ни в коем случае не следует выполнять задание за ребенка.
Не ждите, что ваш ребенок постоянно будет получать удовольствие от школы. Иногда он будет приходить домой мрачный, расстроенный. Порой ему вовсе не захочется в школу, и он предпочтет «заболеть», шмыгая носом и постоянно меряя температуру – хоть денечек, но на полном основании пропустить школу. На самом деле, подобные желания возникают практически у каждого школьника. Это вполне естественные потребности. Главное, чтобы они не возникали слишком часто, например, всякий раз, как грядет проверочная работа. Взрослые тоже не испытывают ежеминутной любви к своей работе, и это нормально. Когда у ребенка возникают проблемы в школе, их необходимо проговорить дома. Если же вам кажется, что с какими-то ситуациями ребенок не может справиться самостоятельно, тогда лучше вмешаться и поговорить с классным руководителем о том, что происходит.
Наконец, и, быть может, это самое главное, не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Увы, педагоги часто слышат от родителей фразы, типа: «Вас учили, как воспитывать детей, а мы люди неграмотные в этом плане, вот вы и воспитывайте». На самом деле, школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных (в соответствии с учебным планом) областях знаний. Однако, кто, как не родители смогут помочь своему ребенку, чтобы он захотел учиться, приобретать разнообразный познавательный опыт, как в школе, так и за ее пределами? Очень важно в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе создать дома такую обстановку, когда бы все члены семьи интересовались тем, что происходит у него в школе, с удовольствием слушали бы выученные стихи и сами делились бы своими воспоминаниями (лучше смешными, в меньшей степени – поучительными) о том, как они сами начинали учиться.